ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Записаться через госуслуги

Видеосюжет «Катерина – луч света в темном царстве»

01.02.2023

Отдел абонемента продолжает онлайн-проект «Женские судьбы за книжным переплетом», в котором разбираются характеры и судьбы известных героинь русской классической литературы. В предлагаемом видеосюжете речь идет о Екатерине Кабановой – главной героине пьесы в пяти действиях «Гроза» (1859), чей образ Александр Николаевич Островский писал для театральной актрисы Любови Павловны Косицкой.


Katerina.jpg 


В драме, написанной за год до отмены крепостного права, отражен глубокий перелом общественного сознания, произошедший перед реформами 1861 года. Произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини, молодой красивой женщины, воспитанной по строгим канонам, но при этом свободолюбивой и искренней. Именно через Катерину, которая выделялась среди других жителей придуманного города Калинова, погрязшего в невежестве, особенным восприятием жизни, силой характера и чувством собственного достоинства, выведен конфликт пьесы. Обыденной жизни с самодурством и беспринципностью представителей патриархального общества, бедностью и бесправием народа противопоставляются ночные гуляния молодежи, которая жаждет все изменить. Гроза, олицетворяющая необходимость перемен – вот главная мысль пьесы.

Катерина, как воплощение «сильного русского характера», стала настоящим лучом света, который озарял темное царство. Её образ ассоциируется с мотивами простора, где она мечтает парить как птица и обладать полной свободой. До замужества она была весёлой и резвой, свободной и вольной. Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина не находит радости и понимания в этой семье. Она становится несчастной и начинает предчувствовать свою гибель. «...отчего люди не летают так, как птицы?... Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела... Я у вас завяла совсем», – делится она с золовкой Варварой.

Несчастливая супружеская жизнь Катерины обрисовывается через напрасные упреки её свекрови Кабанихи, колкие слова мужа. В поисках женского счастья, она влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого, и тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. По требованию Дикого Борис уезжает из города, бросив молодую женщину.

Ярко представлен душевный раскол Катерины: одна часть души жаждет любви и свободы, женского счастья, другая понимает, что мечты её ведут в никуда, что желания её грешны. Катерина говорит про себя, что и на людях, и без людей остаётся одинаковой, нет в ней двуличия. Её неприятие лжи также подтверждает тот факт, что она призналась своему мужу в измене. Не выдержав страданий, женщина бросается в Волгу и погибает.

Двойственный образ героини разделил критиков на два лагеря: одни видят в ней лишь натуру отрицательную и слабовольную, другие, наоборот, жертвенную и решительную. Так, известный литературный критик Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Он писал, что характер Катерины «поражает своею противоположностью всяким самодурным началам». Критик называл молодую женщину сосредоточенно-решительной, чувствующей правду, исполненной «веры в новые идеалы» и самоотверженной. Отмечая её простую натуру и внутреннюю силу, Н. Добролюбов подчеркивал, что самый сильный протест бывает именно у терпеливых и слабых, имея в виду слабость женскую.

Д. И. Писарев же не разделял восторженность Н. А. Добролюбова Катериной. По его мнению, Н. Добролюбов нарочно отыскивал привлекательные стороны характера героини. Без прикрас же у неё «нет ни развитого ума, ни твердого характера». Она легкомыслена и влюбляется лишь от легкого взгляда. Критик отмечал её склонность к крайностям и гиперболизации. «Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты».

Советский ученый и педагог А. И. Ревякин также как Н. Добролюбов сострадает Катерине, воспринимая ее скорее в положительном ключе. Внутри Катерины, по его мнению, и происходит вся глубина конфликта пьесы – конфликт искренних чувств и устаревших предрассудков. Решающую роль в самоубийстве Катерины он видит, как бы это противоречиво не звучало, в её приверженности религии, которая доводит до крайнего шага.

Драма Александра Николаевича Островский стала символом обновления российского общества. Гроза как природное явление, своей силой и мощью смывает всю грязь. Пьеса «Гроза» – это олицетворение нового в купеческой жизни России. Катерина – новый образ русской женщины, способной любить и оставаться свободной.

 

          

 


Возврат к списку


Архив новостей