ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Записаться через госуслуги

Литературный экскурс «Мэри Шелли – Франкенштейн, или Современный Прометей»

09.12.2022

Отдел культурных проектов и коммуникаций Областной универсальной научной библиотеки продолжает медиа-проект «Золотые страницы европейской литературы», знакомящий читательскую аудиторию с наиболее знаковыми фигурами зарубежной литературы. Литературный экскурс проекта «Мэри Шелли – Франкенштейн, или Современный Прометей» посвящен творчеству английской писательницы XIX века Мэри Шелли. Вот уже два столетия ее история о Франкенштейне, написанная на спор, не теряет своей популярности. Произведение положило начало новому литературному жанру – готическому роману и считается ранним примером научной фантастики. К образу Франкенштейна часто обращаются режиссеры театра и кино. Но мало кто знает, что автором истории об ожившем монстре стала хрупкая утонченная девушка.


Shelli.jpg


Муж Мэри, поэт и эссеист Перси Шелли, водил дружбу с известным английским поэтом Джорджем Байроном. Однажды Мэри, Перси и лорд Байрон, собравшись вокруг камина дождливым вечером, разговаривали на литературные темы. В конце концов, они поспорили, кто напишет лучшую историю о чем-то сверхъестественном. С этого момента Мэри Шелли начала создавать историю о монстре, ставшую первым в мире готическим романом.

«Франкенштейн, или Современный Прометей» был впервые опубликован в 1818 году анонимно, так как редакторы и читатели в то время предвзято относились к женщинам-писательницам. Только в 1831 году Мэри Шелли подписалась под романом своим именем. Перси Шелли и Джордж Байрон были в восторге от произведения Мэри, она выиграла спор. Несмотря на то, что Мэри Шелли считается автором романа, находятся скептики, которые ставят под сомнение подлинность авторства женщины.

Имя Франкенштейна уже давно вышло за пределы книги, стало предметом многочисленных переработок и подражаний, персонаж как будто перерос сам себя. Это страшная, пугающая история об ученом Викторе Франкенштейне, которому удалось постичь тайну зарождения жизни и создать безумное, жестокое и безобразное существо. Это создание дорого обойдется ученому – монстр разрушит всю его жизнь.

«Франкенштейн» вдохновил десятки творческих людей на создание художественных фильмов, театральных постановок и мюзиклов. В кинематографе классической считается одноименная картина 1931 года, где главный герой предстал в виде монстра со стеклянными глазами, плоской макушкой и шурупами, соединяющими голову с телом. Этот портрет чудовища стал эталонным.

Современные фильмы об ожившем монстре внесли путаницу в то, кого звали Франкенштейном. Это было имя не чудовища, а его создателя, доктора Виктора Франкенштейна. Он сумел воскресить мертвое тело, а потом, испугавшись своего творения, сбежал из города. Сам монстр с жутким лицом, пытался найти понимание среди окружающих, но общество так и не приняло его.

Английская писательница Мэри Шелли прожила полную горестей и тревог жизнь. Но она сумела сохранить светлую чистую душу и веру в любовь. Именно любовь была целью ее жизни. Во имя любви к искусству, писательница создала и свой удивительный роман о Франкенштейне и его монстре, который с удовольствием до сих пор читают и изучают. Мэри Шелли была талантливым автором и достойной женой известного писателя.

Автор медиа-проекта «Золотые страницы европейской литературы» – главный библиотекарь отдела культурных проектов и коммуникаций Алиса Александровна Соколова.

 

          

 


Возврат к списку


Архив новостей