ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Записаться через госуслуги

Видеосюжет «Роман о вечном примирении»

01.10.2022

Отдел абонемента Областной универсальной научной библиотеки предлагает очередной выпуск онлайн-проекта «Признанные шедевры мировой литературы. Книги-юбиляры 2022 года». В этом году исполняется 160 лет со времени публикации романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» в журнале «Русский вестник» (1862). Книга привлекает образным языком писателя, колоритными описаниями деревенского пейзажа, живыми персонажами с их диалогами, размышлениями, убеждениями и взглядами на жизнь.


  Otsy_Deti.png


В романе, представляющем собой небольшое по объему произведение, писатель затронул большое количество тем, много проблем и вопросов. Кроме извечного конфликта отцов и детей, который в любые времена кажется важным и актуальным, И. Тургенев предлагает читателям поразмышлять еще над несколькими не менее важными вопросами.

Возможны ли взаимные теплые чувства между мужчиной и женщиной, если оба они не желают жертвовать своими принципами и убеждениями ради любви? Возможна ли крепкая дружба между двумя совершенно разными молодыми людьми, пусть даже один из них и старается до поры до времени придерживаться таких же взглядов, как и у другого? Способны ли дети понимать отцов, а отцы детей? Способны ли новые прогрессивные течения что-либо изменить в существующей устоявшейся системе ценностей и привести к кардинальным переменам в обществе? В чем заключается трагедия молодых бунтарей? Какую они играют роль в общественно-политической жизни?

Однако, центральной проблемой, которая указана уже в самом заглавии, все же является проблема взаимоотношений между отцами и детьми. Демонстрируя в романе конфликт этих двух поколений посредством противопоставления молодого нигилиста Базарова утонченному аристократу Павлу Петровичу Кирсанову, Тургенев подводит читателя к обсуждению проблемы смены системы мировоззренческих ценностей, которая как раз таки и явилась следствием противоборства между прогрессивными идеями молодежи и консервативными взглядами аристократической верхушки.

В шестидесятые годы девятнадцатого столетия, представители молодого поколения были уверены в том, что перемены в социальной и политической сферах просто жизненно необходимы. Являясь носителями революционных демократических идей, они ратовали за разрушение всего старого, косного, застоявшегося, за искоренение барства, они открыто высказывали свои мысли, отрицали те ценности, по которым годами жило старшее поколение в лице дворян и аристократов.

В обстановке «великих реформ» – в период отмены крепостного права, когда царствовала мода на «инакомыслие» и нигилизм – книга стала сенсацией и привлекла к себе всеобщее внимание. Изучив труды нигилистов, которые отрицали все общепринятые нормы, писатель решает сделать нигилистом своего главного героя – Евгения Базарова, который был воспринят как типичный представитель нового поколения, мыслящего прогрессивно, с твёрдыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого мира. Свойственные ему бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами, приоритет полезного над прекрасным стали примерами для подражания интеллигенции середины XIX века.

Будучи личностью, наделенной харизмой, Базаров в то же время пронзительно одинок. Не пуская к себе в душу даже самых близких людей, он обрекает себя на мрачное внутреннее одиночество. Безмерно любящих его родителей он считает скучными и недалёкими; дружбу с Аркадием он предпочёл свести на нет, чем попытаться сохранить отношения; с Анной он решил стать жертвой вместо того, чтобы предпринять ещё одну попытку; Фенечку подставил. В общем, будучи вроде бы неплохим человеком, он так до конца остался никем не понятым.

Концовка романа, связанная со смертью Евгения Базарова в родительском доме от случайного заражения тифом, кажется несколько символичной. Может быть, Тургенев этим трагичным финалом намекает читателям на то, что время таких людей еще не пришло, поэтому лучшим выходом для главного героя стала смерть, принятая достойно. Возможно также, что писатель хотел показать, что всякий бунт обречен на поражение, что общество само должно плавно и поступательно прийти к переменам. Известно, что Иван Сергеевич, являясь представителем дворянства, не одобрял революционных настроений молодежи, тем не менее, он создал образ, который вот уже несколько десятилетий служит примером для подражания многим молодым людям.

 

          

 


Возврат к списку


Архив новостей