ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Записаться через госуслуги

Видеосюжет «Нам сердце исцелит любовь и верность»

01.07.2022

Отдел абонемента Областной универсальной научной библиотеки в рамках онлайн-проекта «Признанные шедевры мировой литературы», знакомящего с книгами-юбилярами 2022 года, подготовил видеосюжет «Нам сердце исцелит любовь и верность». Предлагаемый видеосюжет посвящен 475-летию с момента создания Ермолаем-Еразмом памятника древнерусской литературы середины XVI века «Повести о Петре и Февронии Муромских», основанной на муромских устных преданиях.


  ПетрФеврония.jpg


Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного, выдающийся русский писатель и публицист. Его литературное творчество относится к 40–60 м гг. XVI века. В 40 е гг. он был священником в Пскове, затем служил протопопом дворцового собора Спаса на Бору в Москве. В 60–х гг. постригся в монахи под именем Еразма. Известно значительное число произведений, принадлежащих этому писателю.

Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых Петре и Февронии, которые, как предполагается, правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

В «Повести о Петре и Февронии» рассказывается история любви между князем и крестьянкой. История начинается с трагедии, которая разыгралась в семье муромского князя Павла. К его жене прилетал на блуд «огненный змий», оборачивавшийся самим князем. Князь повелел жене узнать у змия, как его можно победить. Жена князя Павла выяснила, что смерть огненному чудовищу придет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Петр с готовностью согласился помочь своему брату — князю Павлу, но не знал, где достать Агриков меч. Ход к потайному месту в церкви женского Воздвиженского монастыря ему указал отрок. Явившись к брату, Петр расправился с чудовищем, который умирая, обрызгал его своей ядовитой кровью, отчего у Петра началась проказа. Ни один из врачей не мог исцелить храброго Петра от этого недуга, но открылось ему, что спасение придет от дочери древолазца, добывавшего дикий мед.

Этой девушкой и была Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле, согласившаяся исцелить князя Петра с одним условием — тот женится на ней после выздоровления. Князь обещание дал, но не сдержал его и, поправившись, отказал Февронии, так как та была простолюдинкой.

Предчувствуя такой исход, Феврония нарочно не залечила один струп на теле Петра. Болезнь вновь охватила его. Раскаявшись, Петр взял Февронью в жены. Теперь недовольство высказали бояре, когда Петр вступал в права наследства на княжение Муромом. Они заявили Петру, чтобы тот либо отпустил жену, которая своим происхождением оскорбляла знатных боярынь, либо оставил Муром. Петр не предал жену, и вместе с Февронией они уплыли по Оке. В Муроме, тем временем, началась смута, борьба за власть. Бояре одумались, попросили Петра и Февронию вернуться. Бояре не ошиблись: со временем Февронию за мудрость в правлении оценили все горожане. В преклонных летах Петр и Феврония по взаимному согласию приняли монашеский постриг, скончавшись в один день и час.

Повесть древнерусского автора соединила в сюжете две исторические составляющие — сражение со змеем-искусителем и встречу с прекрасной целительницей. Каждая часть произведения объединена одним элементом — городом Муромом, а описываемые писателем события и действия претендуют на истинность изложения. В древности «Повесть о Петре и Февронии Муромских» почиталась за простоту, легкость и искренность. За эти же качества Повесть ценится и в наши дни.

Уникальным является и тот факт, что автор произведения превозносит девушку из простого народа. Феврония происходила из крестьянской семьи, но в душе была очень благородна. В образе Петра объединены мужество и справедливость правителей. Автор указывает, что далеко не каждый князь обладает таким благородством, как Петр. Поэтому его герой заслуживает восхищения.

Сюжет о Петре и Февронии был очень популярен на Руси и получил дальнейшее развитие как в литературе, так и в иконописи. В 2008 году в России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, ставший приятной альтернативой Дню святого Валентина. Дата 25 июня по старому стилю, а 8 июля по новому была выбрана не случайно — это день памяти Петра и Февронии, православных покровителей христианского брака, семейной любви и верности.

 

          

 


Возврат к списку


Архив новостей